Мероприятия
Реализация программ учебных предметов «Химия», «Биология» с использованием оборудования Центра «Точка роста» Чаркина Наталья Владимировна
учитель биологии, химии МБОУ «Трубчевская ООШ»
В рамках национального проекта «Образование» стало возможным оснащение нашей школы современным оборудованием Центра «Точка роста». Внедрение этого оборудования позволяет качественно изменить процесс обучения химии и биологии. Появляется возможность количественных и качественных наблюдений, опытов для получения достоверной информации о химических, биологических процессах и объектах.
Полученные в рамках проекта химическая лабораторная посуда и оборудование позволяют проводить качественные исследования, практические работы по предметам. Учащиеся могут самостоятельно делать выводы, выявлять различные закономерности.
Для получения информации об изменении температурного режима используется температурный датчик, датчик измерения РН позволяет измерить состав почвы, показать РН растворов солей при процессах гидролиза. Микроскоп высокой точности показывает при разном увеличении биологические объекты и даёт возможность рассмотреть и приготовить препараты самостоятельно.
Реализация основных общеобразовательных программ по учебным предметам естественно-научной направленности возможна через использование цифровых лабораторий. Они являются совершенно новым, современным оборудованием для проведения различных школьных исследований как входящих в учебную программу, так и совершенно новых. Цифровая лаборатория полностью меняет методику и содержание экспериментальной деятельности. Анализируя результаты проведённых опытов, учащиеся убеждаются в том, что те или иные теоретические представления соответствуют или противоречат реальности. Только осуществляя эксперимент, можно проверить достоверность прогнозов, сделанных на основании теории.
В процессе формирования экспериментальных умений ученик обучается представлять информацию об исследовании в четырёх видах:
- в вербальном: описывать эксперимент, создавать словесную модель эксперимента, фиксировать внимание на измеряемых величинах, терминологии;
- в табличном: заполнять таблицы данных, лежащих в основе построения графиков (при этом у учащихся возникает первичное представление о масштабах величин);
- в графическом: строить графики по табличным данным, что даёт возможность перехода к выдвижению гипотез о характере зависимости между величинами (при этом учитель показывает преимущество в визуализации зависимостей между величинами, наглядность и многомерность); в виде математических уравнений: давать математическое описание взаимосвязи величин, математическое обобщение;
- формирование исследовательских умений учащихся.
Применяя цифровые лаборатории на уроках биологии, учащиеся могут выполнить примерные лабораторные работы, эксперименты, практические работы по программе основной школы.
Примерное планирование уроков биологии с использованием цифровой лаборатории нашей школы:
Биология растений, грибов:
Клетка, её строение. Семя, его строение. Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание. Условия прорастания семян. Минеральное питание растений. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Почва. Дрожжи.
Зоология:
Изучение одноклеточных животных. Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание. Теплокровные и холоднокровные животные.
Человек и его здоровье:
Приспособленность организмов к среде обитания. Изучение тканей человека на готовых микропрепаратах и их описание.
Компоненты применения цифровой лаборатории: микроскопические исследования.
Приведу пример компонента применения цифровой лаборатории - урок в 5 классе. Работа интересная, с применением микроскопов, используется и цифровой микроскоп, ребята выполняют её с большим интересом. Конечно, помощь учителя необходима, он является координатором действий учащихся. В конце лабораторной работы дети самостоятельно формулируют вывод по работе.
Лабораторная работа № 1 «Приготовление препарата клеток сочной чешуи лука».
К лабораторной работе необходимо приготовиться заранее.
Цель: приготовить препарат кожицы чешуи лука, рассмотреть основные органоиды растительной клетки.
Оборудование:
микроскопы, репчатый лук, предметное стекло, пинцет, раствор йода, стакан с водой, препаровальная игла, покровное стекло, пипетка, салфетка.
Ход работы:
- Возьмите предметное стекло, тщательно протрите его специальной салфеткой.
- С помощью пипетки нанесите 1-2 капли воды на середину предметного стекла.
- Осторожно снимите кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука при помощи препаровальной иглы (будьте аккуратны) или непосредственно руками. Положите кусочек кожицы в каплю воды и аккуратно расправьте кончиком иглы.
- Накройте препарат покровным стеклом.
- Поместите препарат под объектив микроскопа и рассмотрите его. Отметьте, какие клетки вы видите.
- Окрасьте препарат раствором йода. Для этого на предметное стекло рядом с по- кровным нанесите каплю раствора йода. Излишки раствора удалите фильтровальной бу- магой с противоположной стороны препарата.
- Рассмотрите окрашенный препарат под цифровым микроскопом. Какие изменения вы наблюдаете?
- Найдите оболочку, окружающую клетку (тёмная полоса), цитоплазму (золотистое вещество), ядро, вакуоль с клеточным соком.
- Можно сделать микрофотографию клеток кожицы лука. Укажите оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком (при использовании обычной тетради сделайте рисунки карандашом).
Эти фотографии можно увидеть при использовании препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.
![]() |
Рис.1. Кожица лука
Хочу представить примерное планирование уроков химии с применением цифровой лаборатории в нашей школе.
-
- класс
Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии. Практическая работа № 1
«Изучение строения пламени».
Методы познания в химии. Лабораторный опыт «До какой температуры можно нагреть вещество?»
Методы познания в химии. Лабораторный опыт «Измерение температуры кипения воды с помощью датчика температуры и термометра»
Методы познания в химии. Лабораторный опыт «Определение температуры плавления и кристаллизации металла»
Чистые вещества и смеси. Лабораторный опыт «Определение водопроводной и дистиллированной воды»
Физические и химические явления. Демонстрационный эксперимент «Выделение и поглощение тепла – признак химической реакции»
Закон сохранения массы веществ. Демонстрационный эксперимент «Закон сохранения массы веществ»
Растворы. Лабораторный опыт «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры»
Классы неорганических веществ. Лабораторный опыт «Определение рН различных сред». Свойства неорганических соединений. Лабораторный опыт «Определение кислотности почвы»
-
- класс
Теория электролитической диссоциации. Демонстрационный опыт «Тепловой эффект растворения веществ в воде»
Теория электролитической диссоциации. Практическая работа «Электролиты и неэлек- тролиты»
Реакции ионного обмена. Лабораторный опыт «Взаимодействие гидроксида бария с серной кислотой»
Химические реакции. ОВР. Лабораторный опыт «Изменение рН в ходе окислительно- восстановительных реакций»
Хочу привести пример применения цифровой лаборатории на уроке химии в 8 классе по теме «Методы познания химии». Ребята только начинают изучать основы этого интересного предмета. Как правило, детям очень нравится химия, и это понятно, все ждут интересных и занимательных опытов, поэтому на примере простой практической работы можно показать строение пламени спиртовки с использованием датчика температуры. Показатели сравниваются с пламенем
спиртовки, пламенем свечи сухого горючего. Можно исследовать только пламя свечи, это на усмотрение учителя. Показатели заносятся в таблицу, сравниваются между собой, и в конце работы ученики делают вывод.
Компоненты применения цифровой лаборатории:
Практическая работа «Изучение строения пламени».
Запустите на регистраторе данных программное обеспечение. Подключите высокотемпературный датчик (термопару) к регистратору данных (компьютеру).
Закрепите датчик в штативе так, чтобы его кончик касался фитиля спиртовки. Запустите измерение температуры клавишей «Пуск».
Зажгите спиртовку. Когда показания стабилизируются, запишите значение температуры на схеме пламени (рис. 1).
Рис. 1. Точки измерения температуры пламени
Перемещайте датчик температуры в следующие точки пламени в соответствии с указанной схемой.
Для этого ослабляйте муфту и перемещайте её (вместе с лапкой и датчиком) в нужное место.
Когда показания стабилизируются, снова заносите значение температуры в соответствующей точке на схему.
Таким способом измерьте температуру во всех точках пламени, отмеченных на схеме.
Результаты измерений
Таблица 1
№ |
Источник |
Температура |
Температура |
Температура |
Что |
|
теплоты |
около фитиля |
в средней |
в верхней |
образовалось |
|
|
(кусочка |
части |
части |
на |
|
|
горючего) |
пламени |
пламени |
поверхности |
|
|
|
|
|
пробирки? |
1 |
Спиртовка |
|
|
|
|
2 |
Свеча |
|
|
|
|
3 |
Сухое горючее |
|
|
|
- |
Сделайте вывод. Какой источник теплоты предпочтительно использовать в химической лаборатории? Почему?
Список литературы:
- В.В. Буслаков, А.В. Пынеев Реализация образовательных программ естественно- научной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования Центра «Точка роста». Методическое пособие – Москва, 2021. – 195 с.
- П.И. Беспалов, М.В.Дорофеев Реализация образовательных программ естественно- научной и технологической направленностей по химии с использованием оборудования Центра «Точка роста». Методическое пособие – Москва, 2021. – 155 с.
Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной гра- мотности. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy- gramotnosti
Отчёт работы
Центра образования естественно-научной
и технологической направленностей «Точка роста»
В рамках национального проекта «Образование» в школе с сентября 2024 года открыл свою работу центр «Точка роста» естественнонаучной и технологической направленностей. Основные задачи центра:
-обновить содержание основных общеобразовательных программ по предметным областям «Физика», «Биология», «Химия», «Технология»;
-обеспечить преподавание по основным общеобразовательным программам по предметным областям «Физика», «Биология», «Химия», «Технология» с использованием новейшего оборудования;
-создать условия для реализации разноуровневых общеобразовательных программ дополнительного образования естественно-научного профиля.
В центре «Точка роста» реализуются следующие программы:
-рабочая программа по биологии для обучающихся 5-9 классов;
-рабочая программа по химии для обучающихся 8-9 классов;
-рабочая программа предмета «Физика» для обучающихся 7-9 классов;
- рабочая программа дополнительного образования «Экспериментальная физика» 8-9 класс;
-рабочая программа внеурочной деятельности «Информационная технология» 8-9 класс;
-рабочая программа внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» 8-9 класс;
-рабочая программа внеурочной деятельности «Природа родного края» 8-9 класс.
В отчётный период в центре «Точка роста» было реализовано 3 проекта: «Химия в чашке чая», «Фитодизайн класса», «Вода, которую мы пьём», « Конструирование робота – тележки»
Педагоги Центра Чаркина Н.В., Гришина Е.С., Герасимов А.С. прошли курсы повышения квалификации в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет просвещения» по теме: «Использование современного учебного оборудования в центрах образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», активно принимают участие в семинарах, вебинарах, конкурсах. Используют оборудование центра в образовательных целях: демонстрируют видеофильмы, видеоуроки, проводят практические занятия.
Один обучающийся принял участие в региональном конкурсе «Сельскохозяйственные животные».
В центре «Точка роста» проводятся профориентационные мероприятия в рамках проекта «Проектория» с вовлечением обучающихся, родителей и педагогов.
С сентября по декабрь 2024 года 12 обучающихся школы приняли участие во Всероссийской олимпиаде школьников по направлениям: «Химия», «Биология», «Физика», «Технология», «Математика».
В целом комплексный план за 4 квартал 2024 года по организационной поддержке центров «Точка Роста» исполняется в полной мере.
Мероприятия, проходившие в Центре «Точка роста» в 2024-2025 учебном году
Центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» на базе МБОУ «Трубчевская ООШ» создан в 2024 году в рамках федерального проекта
«Современная школа» национального проекта «Образование». Он призван обеспечить повышение охвата обучающихся программами основного общего и дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования. В соответствии с пунктами Дорожной карты внесены изменения в Устав школы, разработаны нормативные документы, регламентирующие деятельность Центра. 13.09.2024 открыт Центр «Точка роста» как структурное подразделение.
Федеральный проект "Современная школа" направлен на обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, а также обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников.
Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации Центров «Точка роста» осуществляет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" (Федеральный оператор).
Целями создания Центра «Точка роста» является:
- совершенствование условий для повышения качества образования в МБОУ «Трубчевская ООШ»
- расширение возможности обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей,
- реализация программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей
- реализация программ внеурочной деятельности для поддержки изучения предметов естественно-научной и технологической направленностей;
- практической отработка учебного материала по учебным предметам «Физика», «Химия»,
«Биология».
Центр «Точка роста» состоит из помещений: кабинета физики, кабинета химии и биологии. Кабинеты оборудованы новой мебелью, цифровыми лабораториями по биологии, химии, физике, технологии, ноутбуками.
В настоящее время центр активно задействован в учебном процессе: обеспечивается реализация образовательных программ естественно-научной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учетом рекомендаций Федерального оператора. В обязательном порядке на базе центра «Точка роста» обеспечивается освоение обучающимися учебных предметов
«Физика», «Химия», «Биология» с использованием приобретаемого оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания.
Обучающиеся и педагоги МБОУ «Трубчевская ООШ» получают дополнительные возможности для внедрения на уровне начального основного общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ естественно- научного и технического профилей. Дополнительное обучение в центре позволяет выявлять и развивать способности школьников, а также помогает при работе с одаренными детьми.
В течение учебного года на базе Центра реализовывались программы внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Программы внеурочной деятельности
для 8-9 класса «Химия вокруг нас»
для 8-9 класса «Природа родного края»
для 8-9 класса «Информационные технологии»
Программы дополнительного образования
для 8-9класса «Экспериментальная физика»
Программы имеют практическую направленность, большое количество часов отводится
на практические, лабораторные и проектные работы. Все педагоги, реализующие программы, прошли курсы повышения квалификации по соответствующим компетенциям.
На базе центра в 2024-2025 учебном году проводились мероприятия:
17 ноября учителем физики Гришиной Елизаветой Сергеевной был проведён «Атомный урок» для учащихся восьмого и девятого классов. Урок проведён в рамках образовательной программы для российских школьников «Атомный урок» Госкорпорации «Росатом», просветительского проекта Homo Science при поддержке Министерства просвещения РФ, Общероссийской общественно- государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», Российского общества «Знание» и Всероссийского конкурса «Большая перемена».
«Атомный урок» предоставил школьникам возможность узнать больше об атомной энергетике, экологических аспектах применения ядерных технологий, о достижениях отечественной атомной промышленности на международном уровне.
В конце урока обучающиеся приняли участие в дистанционной викторине для школьников
«Атом». https://atomquiz.apkpro.ru/
18 октября 2024 года в МБОУ «Трубчевская ООШ» на базе центра «Точка роста» в 5-9 х классах проведен Всероссийский урок «Эколята — молодые защитники природы». Цель урока – экологическое просвещение обучающихся, формирование ответственного экологического поведения, повышение естественнонаучной грамотности.
Обострение экологической ситуации в стране диктует необходимость усилить просветительскую работу по формированию экологического сознания, культуры природопользования. Программа проведения урока включала темы, соответствующие определённым возрастным категориям: 5 класс - «Тигры и его родственники», «Птицы за окном»; 6 класс - «Секреты этологии», «Среда обитания»; 8-9 классы - «Зелёные технологии», «Школа экологического актива».
В ходе проведения урока из мультимедийных презентаций и видеороликов учащиеся узнали, как заботиться о «братьях наших меньших», узнавать некоторых птиц – соседей человека, организовывать экологические акции, делать осознанный выбор вещей и продуктов, сохраняющих природу.
29 ноября в МБОУ «Трубчевская ООШ» на базе центра «Точка роста» учащиеся 5-9 классов и педагоги центра приняли участие в Экологическом диктанте 2024, который проходил в онлайн формате на портале экодиктант.рус.
Тест Экологического диктанта состоял из 25 вопросов для трёх возрастных категорий по следующим тематическим блокам: «Отходы», «Заповедные территории», «Вода», «Флора и фауна», «Воздух», «Энергетика», «Арктика», «Климат», «Байкал», «Лес», «Устойчивое развитие», «Зеленые финансы». Тестовые задания помогали участникам не только показать знания по экологии, но и продемонстрировать широкой кругозор, начитанность и внимательность.
Экологический диктант 2024 – это возможность узнать много нового о природной ситуации в стране и мире, повысить свою сознательность. Всероссийский экологический диктант – это ежегодный проект, проходящий во всех субъектах Российской Федерации. Целями проекта является обеспечение экологической безопасности нашей страны, повышение уровня экологической культуры и грамотности жителей России, развитие просвещения и волонтерства в экологической сфере. Авторы данного мероприятия приурочили его к Всемирному дню рециклинга (вторичной переработки отходов).
Учащиеся нашей школы получили дипломы, сертификаты.
1 ноября 2024г. учащихся 5-9 классов и педагоги центра приняли участие в Всероссийской олимпиаде «Эколята – молодые защитники природы» в онлайн формате на сайте https://1eco.tv/ с использованием цифровой образовательной платформы организованной Министерством просвещения Российской Федерации, Федеральным центром дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей и Первым общественным экологическим телевидением России.
Цель олимпиады - выявить наиболее экологически грамотных детей. Задачи олимпиады:
- повышение познавательного интереса учащихся образовательных организаций к естественнонаучным знаниям;
-популяризация экологических знаний;
- формирование основ экологической культуры: осознание необходимости экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей среды;
- понимание экологии как приоритета современного развития;
В Центре «Точка роста» ведется профориентационная работа. Обучающиеся на постоянной основе принимают участие в открытых онлайн-уроках «ПроеКТОрия» федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», направленных на раннюю профориентацию. Особенно интересно и полезно проходят беседы с обучающимися о значимости полученных знаний для будущей профессии.
Обучающиеся Центра «Точка роста» постоянно занимаются на УрокЦифры.рф. Ребята в ноябре и декабре приняли участие в мероприятиях «Мессенджеры»
На сайте Учи.ру прошла олимпиада «Безопасный интернет» при поддержке национального проекта «Цифровая экономика». Учащиеся активно включились к данному мероприятию и успешно выполнили задания олимпиады.
В течение учебного года обучающиеся центра принимали участие в региональных конкурсах.
- Региональный конкурс «Юные любители сельскохозяйственных животных».
- Региональная экологическая акция «Синичкин день»
- Региональный конкурс «Юные исследователи окружающей среды»
Реализация естественно-научных предметов на базе Центра «Точка Роста» в нашей школе предусматривает использование комплекта оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания. Открывает больше возможностей для популяризации биологии, химии, физики среди обучающихся, а значит повышения эффективности учебного процесса, высокой результативности во внеурочной деятельности. Педагоги активно используют оборудование Центра в образовательных целях: демонстрация видеофильмов, видеоуроков, проводят практические занятия. За небольшой период работы Центра образования «Точка роста» можно с уверенностью сказать, что жизнь обучающихся существенно изменилась. У них появилась возможность осваивать новые технологии, используя современное оборудование.
Функционирование Центра «Точка роста» предполагает информационную открытость. С этой целью на сайте школы создан раздел «Точка Роста», в котором можно найти информацию о деятельности Центра. Информационно-просветительское консультирование родительской общественности включает:
-
-
- публикации на школьном сайте;
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации;
-
Для обучающихся качественное образование — реальная путевка в жизнь, поэтому
«Точка роста» - правильное название. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос благополучным и успешным, счастливым человеком. Прошло немного времени с открытия Центра «Точка роста», а он уже стал важным звеном образовательного процесса в нашей школе, в котором интересно участвовать и взрослым, и детям. Система образования в новом формате действительно интересна и эффективна.
Руководитель: Чаркина Н.В.
В рамках национального проекта «Образование» на базе МБОУ "Трубчевская ООШ" 13 сентября 2024 года состоялась торжественная церемония открытия Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста».
В мероприятии приняла участие главный специалист социальной и молодёжной политики и спорта Снурницына Юлия Геннадьевна,которая поздравила коллектив школы с замечательным событием, пожелала обучающимся достичь значимых результатов в сфере науки и творческих успехов.
Центр состоит из кабинетов, каждый из которых оборудован под школьную деятельность. В центре планируется реализация не только общеобразовательных программ по предметам,но и программ дополнительного образования.