Действующая
редакция
Методические рекомендации
Минпросвещения России от 20.03.2020 № б/н
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
от 20 марта 2020 года
Методические
рекомендации по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий
1. Настоящие
Методические рекомендации разработаны в соответствии
с Федеральным
законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
№ 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), а также Порядком применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. №
816
при реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
2. В настоящих
Методических рекомендациях приведены:
примерная модель
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий;
рекомендации по
реализации программ среднего профессионального образования с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
примерная модель
реализации образовательных программ среднего профессионального образования с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
особенности реализации
учебной и производственной практик
при реализации программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
I. Примерная модель
реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
а также дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
3. Образовательная
организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным
программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и
(или) по дополнительным общеобразовательным программам с применением
электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий:
3.1. разрабатывает и
утверждает локальный акт (приказ, положение)
об организации дистанционного обучения, в котором определяет, в том числе
порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных
консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным
дисциплинам;
3.2. формирует
расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по
каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию
по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут;
3.3. информирует
обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей
с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий (далее – дистанционное обучение), в
том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля
и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций;
3.4. обеспечивает
ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.
4. Выбор родителями
(законными представителями) обучающегося формы дистанционного обучения по
образовательной программе начального общего, основного общего либо среднего
общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам
подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя(ей)
(законного представителя).
5. При реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам с
применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий образовательной организации
рекомендуется обеспечить внесение соответствующих корректировок
в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн
консультация), технических средств обучения.
6. В соответствии с
техническими возможностями образовательная организация организовывает
проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или
иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов
(в приложении к настоящим Методическим рекомендациям приводится пример
организации урока в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы
Скайп).
7. Педагогическим
работникам образовательной организации при реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также при
реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
рекомендуется
планировать свою педагогическую деятельность
с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для
обучающихся, ресурсы и задания;
выражать свое отношение
к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн
консультаций.
8. При реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий руководителю либо иному
уполномоченному должностному лицу образовательной организации рекомендуется
взять на себя организацию ежедневного мониторинга фактически присутствующих в
организации обучающихся, обучающихся с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий и тех, кто
по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие
обучающиеся).
При необходимости
допускается интеграция форм обучения, например очного и электронного обучения с
использованием дистанционных образовательных технологий.
II. Рекомендации по
реализации программ
среднего
профессионального образования с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
9. При реализации
программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
допускается использование специально оборудованных помещений,
их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать общие
и профессиональные компетенции.
При обучении инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные
образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи
информации в доступных для них формах.
10. При реализации
программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
допускается работа обучающихся в «виртуальных группах», которая происходит при
удаленности друг от друга практически всех субъектов образования, в том числе с
помощью использования систем видео-конференц-связи, через
информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
11. При реализации
программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
педагогическим работникам рекомендуется своевременно отвечать
на вопросы обучающихся и регулярно оценивать их работу с использованием
различных возможностей для взаимодействия друг с другом.
12. Образовательная
организация самостоятельно определяет набор электронных ресурсов и приложений,
которые допускаются в образовательном процессе, а также корректирует расписание
занятий с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ с применением электронного
обучения
и дистанционных образовательных технологий.
13. В случае временного
перевода всех обучающихся на обучение
с применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям)
образовательным организациям рекомендуется обеспечить возможность доступа
к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке)
для каждого обучающегося.
В период временного
перевода на обучение по программам среднего профессионального образования с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
могут быть реализованы групповые работы (практикумы, проекты).
14. Образовательная
организация самостоятельно определяет требования
к процедуре проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации
с учетом особенностей ее проведения, в том числе для лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью, и может проводиться с использованием
дистанционных образовательных технологий.
15. Для поддержки
технологии дистанционного и смешанного обучения,
в частности для управления образовательным процессом и учебными группами,
предоставления обучающимся доступа к цифровым учебным материалам при реализации
программ среднего профессионального образования с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть использованы
цифровые платформы центров опережающей профессиональной подготовки.
Перечень центров
опережающей профессиональной подготовки расположен по ссылке:
http://profedutop50.ru/copp.
16. В случае невозможности применения
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения,
образовательным организациям, реализующим программы среднего профессионального
образования, рекомендуется рассмотреть возможность предоставления каникул –
плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей
в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным
графиком образовательной организации, с учетом положений статьи
157
от работодателя и работника, либо перевода обучающихся на обучение
по индивидуальным учебным планам.
III. Примерная модель
реализации образовательных программ
среднего профессионального образования с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий
17. Образовательная
организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
издает организационный
приказ о временном переходе на реализацию образовательных программ с
применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами;
назначаем ответственного
за консультирование педагогических работников и обучающихся по использованию
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
актуализирует имеющиеся
в электронном виде методические материалы
по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий для обучающихся, педагогических и административных работников,
ответственных за организацию учебной деятельности, а также инструкции
по размещению учебных материалов,
обеспечивает создание
тестовых заданий, публикацию объявлений, сбор письменных работ обучающихся, а
также организацию текущей
и промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного процесса.
18. Образовательная
организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» инструкцию для обучающихся
и педагогических работников о том, как получить или восстановить логин
и пароль (в случае использования личных кабинетов), а также инструкции по
организации работы в «виртуальных» и «совместных» группах.
19. Образовательная
организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
самостоятельно отбирает и рекомендует для проведения вебинаров, онлайн
консультирования, коллективного обсуждения и коллективного проектирования
список инструментов виртуальной коммуникации.
20. Образовательная
организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
определяет какие учебные дисциплины и междисциплинарные курсы могут быть
реализованы с помощью онлайн курсов, а также какие учебные дисциплины и
междисциплинарные курсы требуют присутствия в строго определенное время
обучающегося перед компьютером, а какие могут осваиваться в свободном режиме.
21. Образовательная
организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» расписание онлайн-занятий, требующих присутствия в строго
определенное время.
22. Образовательная
организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
вправе перенести на другой период времени занятия, которые требуют работы с
лабораторным и иным оборудованием.
23. Образовательной
организации, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
вправе локальным актом определить, какие элементы учебного плана не смогут быть
реализованы в текущем учебном году
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
и внести соответствующие изменения в основные профессиональные образовательные
программы, перенеся эти элементы на будущий учебный год.
24. Образовательной
организации, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных необходимо
обеспечивать постоянную дистанционную связь с обучающимися,
а также проводить мониторинг фактического взаимодействия педагогических
работников и обучающихся, включая элементы текущего контроля
и промежуточной аттестации.
IV. Особенности
реализации учебной и производственной практик
при реализации программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
25. Практика может быть
проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования с применением
электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий.
В указанном случае
образовательной организации, осуществляющая образовательную деятельность по
программам среднего профессионального образования с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий рекомендуется обеспечить
возможность прохождения учебной и производственной практик с применением
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе
скорректировав график учебного процесса образовательной организации.
26. В случае
необходимости образовательная организация вправе внести изменение в календарный
график учебного процесса в части определения сроков прохождения учебной и
производственной практик без ущерба по общему объему часов, установленных
учебным планом образовательной организации.
Изменения, вносимые в
график учебного процесса, утверждаются локальным актом образовательной
организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Приложение
к Методическим рекомендациям по
реализации образовательных программ начального общего, |
Пример организации урока в режиме
видеоконференцсвязи
с использованием
платформы Скайп
Шаг 1. Зайти по ссылке https://www.skype.com/ru/free-conference-call/
Шаг 2. Создать бесплатную
уникальную ссылку нажимаем на кнопку «Создать бесплатное собрание» (рисунок 1):
Рисунок 1.
Шаг 3. Скопировать ссылку на
собрание и отправьте ее участникам. Затем нажмите на кнопку «Позвонить»
(рисунок 2):
Рисунок 2.
Шаг 4. Нажмите кнопку
«Присоединиться как гость» (рисунок 3):
Рисунок 3.
Шаг 5. Ввести свое имя и
нажать на кнопку «Присоединиться» (рисунок 4):
Рисунок 4.
Шаг 6. Нажать на кнопку
«Позвонить» и начать занятие (рисунок 5).
Рисунок 5.
© Материал из Справочной системы
«Образование»
https://vip.1obraz.ru
Дата копирования: 24.03.2020